Небоскреб будущего: без единого гвоздя

Концепт мини-небоскреба представляет собой семиэтажную деревянную башню без единого гвоздя: все элементы крепятся друг к другу с помощью плотничного соединения. Yong Ju Lee

Лучшим проектом небоскреба, по мнению журнала  eVolo, в 2014 году стала башня из весьма необычного для высоток материала — из дерева. Проект южнокорейского архитектора Юн Чу Ли не случайно получил название «Самобытная универсальность»: в основе дизайна лежат  традиционные методы, которые издавна использовались при строительстве корейских одноэтажных домов на сваях — «ханок». Многофункциональное здание высотой 39,5 метров имеет семь  этажей, не считая цокольного, но вместо  металлических соединительных элементов, гвоздей или креплений держится исключительно за счет плотничных соединений.  

«Меня всегда завораживала причудливая и сложная архитектура азиатских деревянных зданий», — говорит архитектор. Используя современные компьютерные программы параметрического проектирования, Ли попытался создать на основе традиционного дизайна нечто более радикальное, но с применением народных методов крепления деревянных элементов. 

При постройке традиционного дома «ханок» вначале сооружается деревянная балочная конструкция из опор, балок, затем в нее «вплетаются» замысловатые решетчатые конструкции, образующие стены, окна и двери. При этом используются разнообразные плотничные соединения. «В старину мастера строили дома, следуя внутреннему чутью — без каких-либо чертежей и уж тем более без компьютера», — поясняет Ли.

Придуманная им башня немного похожа на «карточный домик» — по сути это семь одноэтажных домов «ханок», стоящие один на другом. Но с противоположной стороны здания архитектор использовал балки, перекладины и стойки традиционной изогнутой корейской крыши, только разместил их вертикально — таким образом получилась гигантская стабилизирующая конструкция, которая проходит вдоль всей жилой части здания.

По южнокорейской традиции, вначале создается деревянный каркас здания, затем к нему крепятся решетчатые конструкции, образующие стены, окна и двери.  Yong Ju Lee

Ли объяснил, что большинство людей знают о дизайне «ханок» только по сказкам и старинным картинкам: секрет их создания, к сожалению, утрачен. «Я хотел возродить это искусство и сделать его частью современной жизни», — сказал он.

Завершив работу над проектом вертикальной конструкции, покоящейся на одноэтажном бетонном цоколе, Ли провел структурный анализ дизайна с помощью программы для трехмерного проектирования «Karamba» (разработана Клеменсом Прайзингером совместно с компанией Bollinger-Grohmann-Schneider ZT GmbH).  «Карамбу» поместили в графический редактор алгоритмов Grasshopper, который затем интегрировали в  программу «Rhinoceros» (ее выпускает  Robert McNeel & Associates из Сиэтла). Современные методы подтвердили жизнеспособность дизайна.

Хотя компьютерные программы могут проверить устойчивость конструкции, традиционные деревянные соединения имеют слишком сложную геометрию даже для компьютерного проектирования. Поэтому архитектор не решился бы рекомендовать такую технологию для возведения 50-этажного небоскреба. 

Башня высотой 39,5 метров напоминает семь домов «ханок», поставленных друг на друга. Специальная стабилизирующая конструкция представляет собой модификацию изогнутой деревянной крыши, расположенной вертикально.  Yong Ju Lee

Традиционные дома «ханок» были вытеснены современной жилой застройкой лет 40 назад, говорит Ли. Но в последние годы люди стали с ностальгией вспоминать о традиционном жилище: оно было экологичным и даже, как уверяют, обладало целительной силой. По традиции каждый дом «ханок» был уникален: он строился с учетом конкретного местоположения, углы ската и края крыши подбирались с таким расчетом, чтобы внутри было оптимальное естественное освещение и хорошая вентиляция. Подобное экологичное жилище значительно облегчило бы жизнь нашим современникам,  страдающим, например, от астмы или аллергии.

Ли уверен, что методы строительства домов «ханок» будут учтены при сооружении новых современных многофункциональных зданий. Они будут сочетать в себе все лучшее, что может дать прошлое и настоящее, и традиционная архитектура станет частью современности.

 

Текст: Кэтрин Кардно, по материалам издания Civil Engineering

 

Избранное: